US MGAБренды СШАAppleДеятельность → Apple Store исполняется 10 лет

Apple Store исполняется 10 лет

15 мая 2001 года весь мир наблюдал за анонсом первого Apple Store в истории компании, проходившим в МакЛейне, штат Вирджиния, который уже через 4 дня стал принимать покупателей наряду со вторым розничным магазином в калифорнийском городе Глендейл. На сегодняшний день миллионы посетителей по всему миру ежедневно приходят в более чем 320 магазинов, а точка на Тайсонс Корнер приобрела статус культовой. К 10-летнему юбилею Apple Store блог TUAW подготовил ретроспективу интересных моментов, которую я и хотел бы перевести для читателей Маковода.
Начало

В январе 2000 года Apple тайно наняла Рона Джонсона (Ron Johnson) для проектирования и запуска линии розничных магазинов, которые бы соответствовали знаменитой философии «Think Different». Одним из этапов проектирования являлось строительство полноразмерного магазина прямо в кампусе Apple. Первая версия строения оказалась совсем не такой, как хотел Джобс, поэтому её быстро разобрали и заменили на модель, которая существует и поныне.

По слухам, на первые 11 магазинов было потрачено 1, 6 млн. долларов, а помещения арендованы на 10-12 лет. Вот так Стив Джобс представлял первый Apple Store:

Торжественные открытия

Как правило, сотни, если не тысячи поклонников Apple собирались почти на каждом открытии нового магазина и направлялись внутрь под аплодисменты улыбающихся во все 32 зуба сотрудников. Иногда посетители получали памятные футболки — так было, к примеру, на открытии Apple Store в Бостоне, Сиднее и Париже, где футболки упаковывались внутри маленькой пирамидки.

Отличительные особенности

Магазины Apple во многих отношениях уникальны, но некоторые из них особенно выделялись. В первых розничных точках компания использовала POS-терминалы, которые после сменили на систему EasyPay на базе WindowsCE — это позволило клиентам покупать продукты в любой точке магазина: провел кредиткой, расписался на КПК, получил чек по электронной почте и ушел довольный с покупками. А в 2009 году сотрудники Apple Store просили расписаться покупателей уже на iPod touch.

Одна из главных особенностей магазинов Apple является Genius Bar. В нем работают «гении» — специально обученные сотрудники, осуществляющие диагностику и мелкий ремонт яблочных продуктов, которые еще официально не успели устареть. До 2002 года всем клиентам Genius Bar предлагалась бутылка минеральной воды Evian.

А после того, как японцы стройными шеренгами принялись штурмовали Apple Store Ginza, желая получить консультацию по iPod’ам, во флагманском магазине появился отдельный iPod Genius Bar. Позже аналогичные «пункты помощи» были представлены в Нью-Йорке.

В 2007 году MacLife опубликовал статью про таких Гениев, отметив тщательный процесс подготовки для решения разных проблем, а не ответов на вопросы «Как работает iDVD?» или «Что делать, когда человек угрожает расстрелять свой iPhone?».

Тогда же компания предложила клиентам «записываться на прием» в Genius Bar заранее (за 2 дня).
Большие деньги

К 2004 году на аренду 22 магазинов Apple потратила 386 миллионов долларов, а на капитальные расходы — 359 млн. долларов. Но к счастью для компании, розничные магазины стали приносить гораздо больше денег, чем стоили.

Для сравнения, за весь прошлый год Apple Store принесли компании 9, 8 млрд. долларов, что составило 15% от общего количества продаж. Жан-Луи Гассье назвал магазины Apple идеальным примером розничной торговли «с рекордными объемами продаж на квадратный фут, количеством посетителей, эстетикой и службой поддержки».
Большие магазины

Сегодня в несколько крупных магазинов (например, в Шанхае) ежедневно приходит просто огромное количество посетителей. Похоже, в них ходят луче, чем на бейсбол — 10-миллионный посетитель зашел в лондонский магазин более четырех лет назад, а огромный стеклянный куб в Нью-Йорке стал «яблочной Меккой» для туристов.

К тому же, по многочисленным слухам Apple планирует отпраздновать эту годовщину по особенному. Очень интересно, что же они там придумали?



  • На что похожа работа в Apple

    Конечно, режим секретности позволяет компании оставаться ультра-конкурентоспособной, но она смогла бы работать намного эффективной, если секретные команды пользовались не только закрытыми разработками, но и открытыми проектами

     
  • Ipod nano

    Уже сейчас стали появляться прогнозы, слухи и домыслы, связанный с этим мероприятием, что неудивительно в свете обещания Стивом Джобсом новых удивительных продуктов в этом году во время объявления финансовых итогов за третий квартал 2010 года