US MGAБренды СШАFordИстория → Вопросы политики

Вопросы политики

автомобили и цены

Эти и другие принципы философии Форда представляли новый индустриальный порядок, доминировавший большую часть столетия.

Генри Форд был не менее прогрессивен и в своих взглядах на международные дела. Откровенный противник вступления Америки в Первую мировую войну, он как-то пообещал истратить половину своего состояния, если это сократит кровавую бойню хотя бы на один день.

В конце 1915 г. Форд отплыл в Европу на борту спонсированного его компанией «Судна мира». Корабль направлялся в Скандинавию и Нидерланды с техническими консультантами, делегатами мирной конференции и весьма скептически настроенными представителями прессы. Когда Форд заболел и слег, миссия развалилась.

Вернувшись домой, миллиардер основал торговый факультет и пожертвовал деньги на строительство больницы (теперь боа объекта носят его имя). Также Форд открыл ряд сельских мастерских, где фермеры могли производить автозапчасти, используя водную энергию и поддерживал самые разнообразные «полезные» дела — от танца кадрили до отказа от употребления мяса в пользу соевой муки. Все это привлекало к фигуре магната немалое общественное мнение.

В 1918 г. Форд (представитель Демократической партии в контролируемом Республиканской партией штате Мичиган, США) участвовал в выборах в сенат США и проиграл с отрывом меньшим, чем в пять тысяч голосов. Он сказал президенту Вильсону, что вернёт правительству каждый доллар прибыли, полученный им с военных поставок. Генри нажил на войне двадцать девять миллионов долларов и они пришлись ему по вкусу. Он любил также и славу и разрешил одному из своих биографов — другу своей жены написать в официальной биографии, сто Форд возвратил все деньги правительству. Но министр финансов заявил, что поступление этих сумм нигде не заприходовано.

В первый год после войны сбыт фордовских автомобилей почти удвоился. Но в середине 1920 года на Уолл-стрит разразилась паника, дела стали совсем плохи и даже сбыт фордовских автомобилей начал падать. Генри решил, что цены взвинчены спекуляцией. Поэтому он сбавил цену на свои автомобили с 525 до 440 долларов, что было значительно ниже себестоимости. Он мог себе это позволить, потому что у него были заготовлены все материалы.

Он выпускал 100 тысяч автомобилей в месяц и не снижал выпуска. Но сбыт все сокращался и в конце концов Генри понял, что ему приходится туго. Скупая акции у Доджей и Казенса, он с сыном Эдзелом подписали векселей на 75 миллионов долларов. Подходил срок выплаты почти половины этой суммы. Кроме того, надо было внести 18 миллионов подоходного налога. Нью-йоркские банкиры с Уол-стрит уже потирали руки в предвкушении прибрать к этим своим рукам крупнейшего независимого промышленника США, который не мог собрать наличными одной десятой стоимости своего имущества.

Генри Форд тоже читал газеты, но продолжал изготовлять автомобили, хотя все вокруг (кроме его жены) утверждали, что он сошёл с ума. У него был свой план. В Форда были свои дилеры по всей Америке — их было более 7 тысяч человек. Это было выгодное дело и многие из них вложили в него все деньги, что имели.

В начале декабря 1920 года Генри открыл свои карты. Во всех 35 сборочных заводах, которыми владела в различных частях Америки Фордовская автомобильная компания, скопился огромный запас автомобилей. И вот теперь Форд разослал письма всем своим дилерам, сообщая, что они должны немедленно купить эти автомобили, причём каждый — определённое количество и заплатить наличными. В ответ — тысячами полетели протестующие телеграммы против очередной новой идеи босса. Невозможно, заявляли дилеры, это равносильно разорению. Но Генри был непреклонен. Тот, кто не возьмёт своей доли, лишится своего торгового агентства.

Генри не станет занимать у банкиров — о, нет! Он переложит это неприятное занятие на плечи своих дилеров — мелкой сошки, пусть они отдуваются! Пусть они бегают, убеждают и умоляют местных банкиров, занимают у друзей, берут закладные под свои дома. Так или иначе они добудут наличные деньги и пришлют их Генри.

Завалив рынок автомобилями, Генри Форд на шесть недель закрыл своё предприятие. Он ликвидировал остатки военного производства, сокращал предприятие, учитывая все до мелочей. Вон статистику, вон заботу о рабочих … Шестьдесят процентов телефонной сети было снято.

До реорганизации для изготовления одного автомобиля требовалось 15 человеко-дней. Теперь обходились девятью. Генри публично заявил: «Это не означает, что шесть рабочих их пятнадцати потеряли работу. Они лишь перестали быть непроизводительным расходом». Если бы это было так, то завод увеличил бы производство автомобилей на 65 процентов. Но в действительности завод выпускал столько же, сколько и до реорганизации — 4 тысячи автомобилей в день. Накладные расходы с 146 долларов на каждый автомобиль снизились до 93 долларов. Общая экономия составила 60 миллионов долларов в год.

К 1920 г. по всей стране образовались клубы «Форда — в президенты». Странная это была предвыборная кампания, потому что никто не знал, является ли кандидат демократом ил республиканцем. Генри продолжал выпускать автомобили: 1, 5 миллиона автомобилей в год, подбираясь к 2 миллионам. Не смотря на то, что он регулярно снижал цену, Форд получал ежегодно 100 миллионов долларов чистой прибыли. Он стал одним из самых богатых людей в мире. Вскоре он выпустил десятимиллионный «форд» и отправился на нём в турне по США. В октябре 1924 г. президент Уоррен Гардинг умер и вице-президент Кальвин Кулидж занял его место. Генри навестил Кулиджа и у них состоялась сугубо секретное совещание. Результат его не замедлил сказаться. Кулодж поддержал проект Форда — откупить у государства гидроэлектростанцию Мосл Шоалс по очень низкой цене. Взамен Генри Форд снял свою кандидатуру в президенты.

Президентский бум закончился, но популярность Форда после этого не уменьшилась.



  • Переход на конвейерные линии

    Форд должен был нанимать почти тысячу человек всякий раз, когда требовалось найти лишь сотню постоянных рабочих, а из-за растущего спроса на автомобили штат рабочих приходилось увеличивать почти непрерывно

     
  • Новые горизонты

    В основе подхода Форда лежало твердокаменное убеждение: если не менять модель, постоянно улучшая и совершенствуя методы производства, то себестоимость единицы продукции будет непрерывно падать и изделие будет продавать себя само