US MGAГде покупатьМоллы → Форматы стрип молов

Форматы стрип молов

В США и Канаде стрип молы представлены обычно в двух форматах: районном и окружном (пауэр – центр).


Более распространены небольшие центры, расположенные на пересечении дорог жилых районов. Они встречаются практически в каждом городке Северной Америки. Исходя из общепринятой классификации, такие торговые центры можно отнести к микрорайонному или районному типу.

Небольшие стрип моллы ориентированы на обслуживание жителей близлежащих жилых кварталов и включают обычно продуктовый супермаркет, прокат видео, химчистку, небольшой ресторан, аптеку и т.п. На территории парковки стрип молла могут располагаться отделения банков, автозаправочные станции и другие сопутствующие предприятия услуг, в том числе офисы адвокатов, нотариусов, салоны красоты, врачебные кабинеты и пр.

Другой распространенной разновидностью стрип-молла в США и Канаде является пауэр-центр. Первый такой центр появился в 1986 году. В настоящее время в Канаде насчитывается около 300 пауэр-центров. Торговая площадь пауэр-центра находится в диапазоне 20 000-60 000 кв.м. Как правило, он имеет несколько крупных якорных арендаторов, расположенных в отдельных одноуровневых зданиях площадью от 6000 кв.м. и выше. Каждый арендатор получает отдельный вход и собственную витрину. Свое название пауэр-центры получили за притягательную силу за счет мощных якорных арендаторов и обслуживание нескольких районов, значительного количества населения города.

Тип арендаторов может очень широко варьироваться: от электроники до книжных супермаркетов или гипермаркетов типа «товары для дома». Обычно наряду с продуктовым гипермаркетом существует 3 или 4 других крупных якоря, хотя встречаются и примеры с меньшим или большим набором товаров и услуг . В качестве «якорей», в США часто выступают крупные операторы, которые предлагают самые низкие цены при самом большом выборе: Barns & Noble, T. J. Maxx, Wal-Mart, Target, Ross Dress for Less, Sports Authority и Hubby-Dubby. Ни один из них в России еще не представлен.

В подобных торговых центрах не бывает магазинов косметики или модной одежды. В них отсутствуют развлечения и фуд-корты. Этот торговый формат очень рационален, он не рассчитан на импульсивные покупки. Поэтому здесь относительно мало праздных посетителей. Большинство посетителей едут в пауэр-центры с целью совершить конкретную покупку. Отметим, что с 1980-х годов доля якорных арендаторов в пауэр-центрах увеличилась с 55% до 90%, а в некоторых случаях до 100%.

В Европе стрип центры обычно расположены на границе или за границей города. Часто они работают как outlet (аутлет)-центры то есть центры, работающие с товарами от производителя или предлагающие товары по сниженным ценам, например, одежду из прошлых коллекций (стоки). Как правило, это масштабные объекты, иногда превращающиеся в настоящую торговую деревню.

В густонаселенных городах в Европе пауэр – центры могут быть расположены в промышленных районах и представляют собой реконструированные индустриальные здания.

Именно большой ассортимент и невысокие цены обуславливают популярность таких центров у населения вне зависимости от их месторасположения и внутреннего обустройства. Пауэр-центры известны в Европе под названием Ритейл-парков. Сходство американской и европейской модели в том, что основная часть торговой площади в аренде у крупных якорей с политикой низких цен. Однако некоторые эксперты настаивают на различии этих двух форматов.

Ритейл-парк может быть одним многоуровневым зданием, в котором есть торговая галерея, а «якорные“ арендаторы в нем могут размещаться на единой территории и иметь общий вход. Для пауэр-центра все это недопустимо. Каждый арендатор имеет свой собственный вход или даже отдельное здание.

На практике существуют также различного рода гибриды районного и окружного типов стрип центров. Здесь могут сочетаться отдельно стоящие коробки крупных якорей и стрип центр с мелкими арендаторами, АЗС и прочими операторами услуг.

В Северной Америке 87% всех торговых центров являются стрип молами (данные журнала The Strategic Solution). Причины такой популярности, по нашему мнению кроются в концепции (сути) торгового процесса предлагаемого форматом «стрип – молл».

1.3. Суть торгового процесса в концепции стрип молла можно охарактеризовать как быстрая, целевая, экономная и эффективная покупка. Что же стоит за этими терминами? Быстрая покупка предусматривает сочетание удобного подъезда и парковки (отсюда расположение вблизи основных транспортных магистралей), Экономная и Эффективная покупка означает концентрацию узнаваемых сетевых брендов, которые обеспечивают широчайший ассортимент и хорошее качество при низких, самых выгодных ценах, а также совершения разнообразных покупок в одном месте. Целевая покупка означает в основном рациональную, заранее планируемую покупку.

Эта современная стратегия торговли явилась ответом на набирающий силу в западных развитых странах процесс «де-моллинга» (de-malling)– усталости от шоппинга, и желания меньше времени тратить на покупки. Также эта стратегия связана с конкуренцией традиционной торговли и новыми возможностями Интернета, когда укорачивается срок покупки, при этом сам процесс покупки становится более удобным.

Так по данным The U.S. Department of Commerce (август 2002 г) с 80-х годов средняя посещаемость традиционных крупных моллов в США упала с 4, 6 раз в месяц до 1, 5 раз в месяц.

Дополнительную эффективность стратегии быстрой и эффективной покупки придает развитость в Америке и в Европе сетевой торговли в различных сегментах рынка, в том числе наличия необходимых для пауэр-центров, крупных дискаунтеров, «убийц категорий», а также стоковых центров. Также необходимо иметь в виду, что концепция стрип молов оказалась востребованной в условиях развитой одноэтажной, коттеджной застройки, дезурбанизации городов и сложившейся привычки преодолевать значительные расстояния на автомобиле из пригородов к месту работы, а также к центрам покупок. К этому необходимо добавить наличие высокой обеспеченности автомобилями. Так, например, в США по статистике на 4 человека приходится 3 автомобиля.

Помимо преимуществ для потребителей, концепция стрип моллов выгодна для девелоперов, так как предусматривает экономичность и быстроту строительства за счет более низкой стоимости земли, минимальной площади мест общего пользования (галерей, лифтов, технических помещений, вестибюлей, которые в обычном центре занимают 30-40%) и сдачи в аренду помещений без внутренней отделки.

Концепция стрип молов выгодна также и для ритейла. Она позволяет применить:

- комплексное типовое решение и максимально полное использование площадей под аренду торговыми операторами, прежде всего из - за отсутствия общих зон. За счет этого возможны более низкие арендные ставки;

- одноэтажную конструкцию, которая исходит из предположения, что покупатель психологически не всегда готов подниматься выше второго этажа и второй этаж работает на 50% менее эффективно, чем первый;



  • Западная концепция стрип мола

    В концепции стрип мола обычно не предусматриваются зоны совместного пользования, вся площадь, отведенная под розничную торговлю, эффективно используется и приносит девелоперам и арендаторам доход

     
  • Анализ перспектив развития стрип моллов

    В основу планировки рядов была положена типовая секция купеческой лавки: На первом этаже находилось торговое помещение, а на втором и в подвале складывались запасы товаров