US MGAГде покупатьМоллы → Поторговали - и хватит: шопинг-моллы в США вымирают

Поторговали - и хватит: шопинг-моллы в США вымирают

Пока мы видим, как на наших с вами глазах один за другим повсюду строятся огромные торгово-развлекательные комплексы с одинаковым набором магазинов и стандартным комплектом прилагающихся развлечений, в США наблюдается обратная тенденция. Шопинг-моллы, которые строились там столь же безоглядно, как теперь здесь, вымирают и пустеют.

Происходит это нередко и уже довольно давно. По разным причинам, будь то финансовые проблемы владельцев или смена их бизнес-приоритетов, супер-, гипер- и мега- маркеты превращаются в то, что называется терминами ghostbox и dead mall. Первое из этих слов обозначает полностью заброшенный объект, мрачное пустующее здание. Второе — более распространённое явление: влачащие жалкое инертное существование торговые площади с большим числом незаполненных секций и ничтожным количеством клиентов.

Вместе с пониманием того, что дальнейшее функционирование этих динозавров купли-продажи не может быть прежним, возникла необходимость ситуацию как-то менять. Первым вариантом, конечно же, является снос ставших ненужными строений — и многие из опустевших шопинг-центров в самом деле были демонтированы. Но гораздо интереснее и перспективней идеи, предлагающие реконструкцию, продолжение истории этих мест в изменённом формате.

Ещё пять лет назад в Лос-Анджелесе был проведён конкурс редизайн-проектов “Dead Malls Competition”, один из финалистов которого, архитектор Эрик Кан (Eric Kahn), точно сформулировал главную проблему торговых комплексов. Их беда в том, что все они изначально ориентированы только на один вид деятельности, совсем лишены гибкости и трудно адаптируемы к новым условиям. Тем не менее, адаптация неизбежна, и спасение для них — именно в расширении функциональности.

К настоящему времени уже сделаны шаги в этом направлении: немалое число шопинг-моллов частично переделано в бизнес-центры, приняло на своём пространстве банки-отели-клубы-галереи и напоминает этим переосмысленные в арт-контексте индустриальные пространства. Но эта модель уже не так остра и актуальна — теперь наступает время более смелых и инновационных планов по преобразованию.

Бывшие торговые комплексы в будущем могут стать частью жизненного пространства — своеобразными городскими микрорайонами — и слиться с ландшафтом. Американская компания General Growth Properties уже делает это: значительная часть некогда магазинных помещений переделывается в жильё, на территории былого потребительского рая разрабатываются пешеходные зоны, на месте парковок сажаются деревья и кустарники, создаются искусственные водоёмы. В самом деле: хватит покупать, давайте жить!

О, светлое будущее! Как хорошо, пожалуй, это будет: приобретя мимоходом всё необходимое с помощью интернета, прогуливаться неспешно с внуками по садам и под шум фонтанов говорить: «А здесь когда-то продавались штаны и футболки».



  • Манхеттен-Молл (США)

    Манхеттен-Молл, один из немногих традиционных моллов, в котором располагаются извесные магазины Нью-Йорка, расположен на 33-ей улице и Шестой Авеню

     
  • Западная концепция стрип мола

    В концепции стрип мола обычно не предусматриваются зоны совместного пользования, вся площадь, отведенная под розничную торговлю, эффективно используется и приносит девелоперам и арендаторам доход