US MGAТорговые сети СШАWal-Mart → Старые добрые времена

Старые добрые времена

Трудно представить Wal-Mart в качестве полного неудачника, но именно так выглядела компания в 1960-е и 1970-е. Сэма Уолтона чествовали, как Робин Гуда современности, создающего розничную сеть для малообеспеченной прослойки населения. Несмотря на отвращение Уолтона к технологиям, он собрал команду, уверенную, что ИТ может кардинально изменить игру, и не испытывающую страх перед его луддитскими взглядами.* «Сэм был достаточно умен, чтобы признать: технологии необходимы, но понимал, что они не помогут удержать людей», — говорит Боб Мартин, CIO Wal-Mart с 1984 по 1993 и член совета директоров с 1985 по 1999.

Упор на развитие управленческого таланта коснулся и сотрудников ИТ-департамента. Подобно тому, как GE известна взращиванием исполнительных директоров, так Wal-Mart известна несколькими ведущими технологическими лидерами. Ренди Мотт после Wal-Mart был CIO компании Dell, а сейчас — HP. Кевин Тернер, ушедший вслед за Моттом, стал COO (директором по операциям) в Microsoft. Рик Далзел, вице-президент IS, разрабатывавшей хранилище данных в Wal-Mart, стал в прошлом году CIO компании Amazon.com, где ему были доверены разработки легендарного проекта по e-commerce и CRM-системы для сбора и анализа данных о покупателях и продажах.

«Это такой сорт людей, которые процветают в конкурентной среде, где инновации являлись призом, где риск был позволителен, — говорит Мартин. — У нас у всех была одна миссия — быть номером один. Мы не были зациклены на собственном эго, на собственных амбициях». Ему вторит Тернер: «Мы верили в то, что мощь команды способна творить чудеса». Мотт говорит, что 22 года в Wal-Mart воспитали в нем конкурентоспособность: «Я ненавижу проигрывать», — добавляет он.

Благодаря такой корпоративной культуре ИТ-департамент Wal-Mart стал влиятельным не только в ритейле, но и в сфере цепочек поставок, B2B взаимодействий и обработки данных. «Они шага не могли сделать, чтобы все компании в отрасли и вне не скопировали их действия», — говорит Джон Фонтанелла, вице-президент по исследованиям в AMR Research. «Множество идей, которые сейчас стали в порядке вещей, пришли благодаря Wal-Mart».

Например, Wal-Mart одним из первых ввел систему сканирования бар-кодов и первым из ритейлеров применил спутниковую технологию, которая помогла вводить ежедневные пополнения запасов в систему дистрибуции. Компания подала беспрецедентный пример накопления данных в корпоративной среде (собрав более 100 терабайт — огромный объем на то время) и подтолкнула розничную отрасль к внедрению EDI — электронного документооборота для обмена заказами и счет-фактурами.

Совместными усилиями с Procter&Gamble в конце 1980-х Wal-Mart развивала систему постоянных пополнений, что позволяло Wal-Mart преобразовать управление цепочкой поставок. Начиная с 1992 г., систему Retail Link интегрировали с системой кассовых терминалов (POS) и с данными о пополнении магазинов, что позволило автоматизировать функцию отправления заказов поставщикам при низком уровне запасов. В конце концов Wal-Mart подтвердила, что 2000 ведущих поставщиков интегрированы в Retail Link и теперь все находятся в едином информационном поле. Это был показатель растущей силы Wal-Mart, хотя способность компании диктовать условия партнерам никогда не приветствовалась. «Командно-контрольная система, в общем, работала, — говорит Бобби Камерон, главный аналитик Forrester Research. — Гориллы танцуют друг с другом, а обезьянки танцуют так, чтобы на них не наступили».

Мартин вспоминает, что это решение заработало лишь потому, что поставщики получали от него непосредственную выгоду. «Мы дали поставщикам доступ к информации о продажах, которые совершали потребители», — говорит он. И хотя менеджмент придерживался жестко централизованного контроля за ИТ-департаментом, Мартин, а впоследствии Мотт и Тернер, всегда стремились усовершенствовать системы на всех уровнях, вплоть до низшего. «Мы начинали с покупателей и шли в обратном направлении», - вспоминает Тернер. «ИТ - это идеология, и мы доносили ее до самого низшего звена, до менеджеров магазинов, до младших сотрудников. Все участвовали в проектах и поддерживали их. Ни одно из их приведенных в жизнь новшеств не было придумано на управленческом уровне».

Такая внутрикорпоративная поддержка проектов в сочетании с переменчивой верой в то, что применение ИТ способно поднять бизнес, по словам Мотта, «действительно позволяли нам играть роль и немного, а порой и намного, перегонять в плане ИТ другие компании в свое время».



  • На перекрестке

    Такие конкуренты, как Target и Tesco, могут посоревноваться с Wal-Mart в технологической изощренности и превзойдут по инновационности в новых ритейловых сегментах благодаря товарам с высокой маржой

     
  • RFID-эксперимент

    Форд унаследовал организацию в состоянии мучительной агонии от экспериментов с цепочками поставок, которые, по мнению многих аналитиков, сбили компанию с толку и не дали сфокусироваться на других срочных нуждах, как введение новой мерчендайзинговой стратегии